Продажа бизнеса: мифы и реальность

продажа бизнеса: мифы и реальность

За последние семь лет мною приложено немало усилий для формирования у предпринимателей правильных представлений о том, как следует продавать бизнес. Формирование правильного взгляда начинается с избавления от мифов. Однако эти мифы настолько живучи, что справиться с ними пока не удаётся.

Скорее наоборот: стандарты, принципы и алгоритмы активно вытесняются мифами, потому что так легче жить.

Алексей Москвич, Национальная Деловая Сеть

Среди владельцев малых и средних компаний наиболее распространены следующие представления:

— бизнес продаётся легко и просто, со щелчка, а щелчком служит объявление на БизТорге-

— подав объявление, можно расслабиться и ждать появления очереди на всё согласных покупателей с увесистыми чемоданами в руках-

— оценка и предпродажная подготовка — скучное и ненужное занятие — если инвесторам оно надо — пусть сами считают, а данных не дам-

— мои хотелки по цене есть истина в последней инстанции, неоспоримая для готового на всё покупателя-

— поскольку владельцем истины в последней инстанции являюсь я, то легко могу провести девальвацию своих хотелок-

— занудные консультанты и прочие брокеры могут идти лесом (или нервно курить в сторонке, пока не запретили).

Развеивать эти мифы не буду, просто приведу примеры из практики последних месяцев.

Пример № 1

В настоящее время я занимаюсь поиском мясоперерабатывающих предприятий для одного солидного инвестора. Поскольку для финансирования сделки покупатель планирует привлечь банковское кредитование, одним из требований (кроме подтверждённой доходности) является наличие бизнес-плана со среднесрочным прогнозом и оценкой рисков.

Из четырёх обратившихся предпринимателей трое (!) задали вопрос: А что такое бизнес-план?, а материалы, представленные четвёртым продавцом, на качественный бизнес-план явно не тянут.

Результат нулевой, инвестор не может вложить деньги неизвестно во что. Получается почти как в сказке про белого бычка: Приезжайте, смотрите и покупайте — Представьте бизнес-план, а встречаться будем после его одобрения кредитным комитетом — далее по кругу.

Пример № 2

Владелец пищевого производства выставляет свою компанию на продажу за 100 млн. руб. Вчера был у него в офисе: первое (впрочем, и второе) впечатление удручающее: пустующее место секретаря, открытые двери кабинетов, трое унылых менеджеров (на как минимум 15 рабочих мест), обзванивающих клиентов с сообщением о том, что цены на продукцию упали на 30%. Плюс визит риэлтора со словами: Как можно посмотреть ваш офис на втором этаже? Через полчаса после назначенного времени встречи вбегает владелец и с радостью сообщает о подаче объявления на БизТорг.

Далее выдаёт весь вышеописанный мифологический бред. Понятно, что на проекте продажи этой компании можно ставить крест. Таких предпринимателей не жалко, по Сеньке и шапка.

Однако даже владельцы успешных компаний часто западают на возможность пострелять холостыми, выставляя неподготовленный к продаже бизнес по цене хотелок.

Мотивами таких действий служит или желание просто пристреляться и проверить реальность цены, либо уверенность в том, что цену можно снизить в любой момент. Это самый настоящий фальстарт, и он ведёт в тупик. Вдоволь настрелявшись, вы убиваете предложение о продаже.

Вдумайтесь: за первые три месяца экспозиции вы столкнётесь как минимум с одной, а то и двумя из ситуаций:

1) вообще нет обращений-

2) обращения есть, но разговор с потенциальными покупателями не клеится из-за цены-

3) после снижения цены у старых интресантов возникает подтверждение смутных сомнений, что в компании не всё в порядке и их пытались обмануть. Сомнения расползаются по рынку, новых обращений нет. Товар протух.

Кроме того, есть риск обрести репутацию неадекватного реальности человека.

Кроме того, подобные фальстарты загрязняют рынок купли-продажи бизнеса, и всё труднее становится отделить зёрна от плевел. Компании, обладающие инвестиционно привлекательностью, соответствующие параметрам цена-качество (для бизнеса это цена, прямо пропорциональная доходу и обратно пропорциональная риску его получения, в итоге реальный для покупателя срок окупаемости), теряются в общем потоке. А привычные доски объявлений приобретают репутацию помоечных.

Задумаемся?