В центре внимания. Какими должны стать Крещатик и Майдан

в центре внимания. какими должны стать крещатик и майдан

Центр Киева ждут перемены. Не только потому, что нужно что-то делать со сгоревшим Домом профсоюзов и увековечить память о зимних событиях. Среди архитекторов, урбанистов и обычных киевлян есть консенсус: Крещатик и Майдан морально устарели и не могут оставаться такими, как были. По вопросу, как и что менять, согласия намного меньше, пишет ЛІГАБізнесІнформ

Владимир Гусаков: Экстерьер площади между Домом профсоюзов и Главпочтамтом нужно пересмотреть, потому что сейчас это какофония стекла и сборник парников. Предыдущая версия этой площади была прекрасно решена — и за счет фонтана, и за счет зелени. Наполнение площади такими вещами, как монументальная скульптура, нужно пересматривать.

Я сторонник деидеологизации этого места, это должно быть просто приятное и удобное место для отдыха. Но сегодня реализовать нечто подобное тому, что было до последней реконструкции, наверное, не получится: слишком много политики в этом вопросе. Поэтому площадь необходимо хотя бы немного разгрузить.

Александр Сергиенко: На Майдане нужно делать что-то более человечное: восстановить уничтоженную зелень. По стороне колонны она есть только возле старых домов — это нужно исправить, добавить больше воды, организовать общественное пространство для отдыха. Сейчас прекрасная возможность устранить ошибки прошлой реконструкции, была бы воля.

Григорий Мельничук: Стоит рассматривать две части Майдана отдельно. Ту часть, где находится колонна, и где было самое сильное противостояние, уже трогать нельзя. С одной стороны, колонна чисто в архитектурном плане — это плохо, это символ империи, а не демократии, с другой — это уже символ прошедших событий.

В той части, которая у Главпочтамта, надо минимизировать теплицы. Оптимальное решение — превращение этого комплекса в подземный паркинг. К тому же в этом месте нужно вернуть площадь, а не нынешние узкие проходы и гигантский купол.

2. Судьба Дома профсоюзов

Вопрос, что делать с Домом профсоюзов, спорный. Большая часть экспертов высказались в пользу его восстановления при наличии технических возможностей. Но нашлись и ярые противники этого здания в центре.

Григорий Мельничук: Нужно провести технический анализ и четко сделать вывод, пострадали там несущие конструкции или нет, чтобы понять, нужно ли сносить здание. Дом профсоюзов также стал элементом мемориальной среды, и не факт, что если его снесут, там появится что-то лучшее. А там должно обязательно что-то быть, нельзя оставлять пустырь, иначе это уже будет другой Майдан и другая среда.

Второй вопрос, как использовать это здание. Сейчас внутри там полностью советская планировка, и чтобы ее изменить, также необходимы общественные слушания и тендер.

Владимир Гусаков: Я считаю, что нужно восстанавливать это здание в том виде, в котором оно было до пожара. Там технически возможно развитие, перепланировка, небольшая перестройка, даже устройство парковки. Но экстерьер здания я бы не трогал.

Во-первых, это уже некий символ Киева. Во-вторых, это работа очень хороших архитекторов, и во время постройки это было очень эффектное и прогрессивное здание, хорошо решенное для этой площади.

Александр Сергиенко: Восстановление Дома профсоюзов — вопрос скорее технический. Здание было загромождено сплошными кабинетами, его внутреннее пространство необходимо сделать более просторным, перепланировать здание так, чтобы оно не было исключительно офисным.

Игорь Луценко: Дом профсоюзов не стоит оставлять, он очень плохой.

3. Пешком по Крещатику

Пожалуй, самый спорный вопрос, по которому мнения экспертов сильнее всего разделились: от возвращения к старой транспортной схеме до полного перекрытия в пользу пешеходов.

Владимир Гусаков: Я убежден, что Крещатик должен быть проезжим. Суббота и воскресенье, как показала многолетняя практика, — это вполне возможное время для перекрытия движения: машин в эти дни в городе меньше. По Владимирской улице пробки бывают даже в выходные. Сейчас в будние дни отсутствие дубля Владимирской в виде Крещатика — проблема неразрешимая, что бы мы ни придумывали.

Не те градостроительные условия сегодня, чтобы взять и исключить эту часть транспортной системы города.

Игорь Луценко: Нужно расширять пешеходные зоны. Те зоны, которые номинально назначены пешеходными, делать реально пешеходными, делать в конце концов центр европейским, предназначенным для людей, а не таким, как в Москве, или каким он до недавнего времени был в Киеве. Пешеходной необходимо сделать как минимум часть от Майдана до КГГА.

Киев в этом плане отстал не то что от Европы, а даже от остальной Украины: центральные улицы в Одессе, Сумах, Тернополе и Львове давно пешеходные.

Александр Сергиенко: Я колебался между проезжим и пешеходным Крещатиком, но сейчас склоняюсь к тому, что улица спроектирована прекрасно, и все, что действительно стоит изменить в ней, — это зеленые насаждения и устройство тротуаров. По парной стороне улицы есть чудесный широкий тротуар, на котором следует высадить еще один ряд деревьев и таким образом выгнать оттуда машины, МАФы и кафе, устроив эстетично привлекательное и уютное общественное пространство. В этом случае можно оставить Крещатик проезжей улицей, поскольку она планировалась именно так, и прекрасно как проезжая улица сделана.

Григорий Мельничук: Наиболее связанную с событиями 18-20 февраля нижнюю часть улицы Институтской (участок от Майдана Незалежности до перекрестка с улицей Ольгинской) вполне логично превратить в некую мемориальную зону, закрытую для проезда транспорта. На Крещатике квартал от Прорезной до Богдана Хмельницкого уже открыли несколько дней назад. Самый сложный и важный участок, который срочно нужно открывать, — это от Майдана до Европейской площади. С одной стороны, там тоже проходили важные события, но из-за отсутствия проезда там и по улице Михайловской мы сейчас имеем постоянное движение по Андреевскому спуску и перегрузку улицы Владимирской.

По остальной части центра есть несколько вариантов. Самый простой — в случае полного возвращения движения в центре организовать наземные пешеходные переходы. Это более человечно и по-европейски.

Следующий вариант: квартал между Майданом и улицей Прорезной, там, где сейчас в основном сконцентрированы майдановцы, сделать пешеходной зоной. Вероятно, там можно организовать движение транспорта на 1-2 полосах для автобусов и спецтранспорта. То есть уйти от нынешних восьми полос к двум.

В принципе, сейчас так и происходит: там нет транзитного транспорта, но насквозь проехать Крещатик можно.