Пеню на долги за коммуналку могут ввести в любой момент

пеню на долги за коммуналку могут ввести в любой момент

Сегодня ни один ЖЭК в Украине не начисляет пеню на долг за жилищно-коммунальные услуги. Однако ситуация может кардинально измениться в любой момент. Законодательная база для этого уже создана, заявила юрист юридической компании Алексеев, Боярчуков и партнеры Наталья Рачок.

В частности, закон Украины О жилищно-коммунальных услугах предусматривает, что потребитель обязан оплачивать услуги ЖКХ в сроки, установленные договором или законом. Этой же нормой установлено, что потребитель обязан заплатить пеню в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги в установленных законом или договором размерах.

Размер такой пени должен быть указан в самом договоре, заключенном между потребителем и поставщиком / производителем услуг, или должен быть предусмотрен законом Украины. В случае же отсутствия договорных отношений между поставщиком / производителем услуг и потребителем пеня за несвоевременное осуществление платежей за жилищно-коммунальные услуги должна начисляться в соответствии с действующим законодательством Украины, — пояснила Наталья Рачок.

При этом важно помнить, что в Украине действует мораторий на взимание пени по коммунальным долгам. Он вступил в силу 1 октября 1996 года после принятия парламентом закона О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги. Это решение было принято, потому что в те годы государство не могло выполнить свои обязательства перед гражданами по своевременной выплате заработной платы.

А до введения моратория должники платили пеню в размере 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки платежа.

Однако законом № 2795-VI внесены изменения в ст. 2 закона О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги. А именно — мораторий на взимание пени прекращается 1 января 2011 года.

Законодатель распорядился, что начисление и взыскание пени за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг осуществляются на сумму задолженности, которая образовалась с 1 января 2011 года.

Итак, де-юре взыскания пени с потребителей жилищно-коммунальных услуг за несвоевременное внесение платы предусмотрено на законодательном уровне. Однако ни в одном действующем законе Украины не прописан порядок определения размера и начисления пени за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг, — констатирует Наталия Рачок.

По словам юриста, сейчас в Верховную Раду внесен ряд законопроектов, которыми определяется размер и механизм начисления пени.

В соответствии с проектом Жилищного кодекса Украины №2307-д определено, что в случае несвоевременного внесения платы за жилищно-коммунальные услуги начисляется пеня в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки. Кроме того, Кабинетом Министров Украины 29.08.2014 года внесен в Верховную Раду Украины проект закона О жилищно-коммунальных услугах № 4563.Его ст. 13 предусматривает, что в случае несвоевременной и / или неполной оплаты жилищно-коммунальных услуг потребитель обязан платить пеню в размере 0,1% от суммы просроченного платежа, которая начисляется за каждый день просрочки, но не более 100% от общей суммы долга, кроме определенных законом случаев. Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.

Предельным сроком внесения платы за жилищно-коммунальные услуги является 20-е число месяца, следующего за расчетным. При этом пеня за каждый месяц начисляется отдельно, — объясняет Наталия Рачок.

В то же время Гражданским кодексом Украины предусмотрено начисление инфляционных расходов на сумму долга и 3% годовых от просроченной суммы. Кроме того, в п. 3 ч. 1 ст. 96 Гражданского процессуального кодекса Украины предусмотрено взыскание задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг с учетом индекса инфляции и 3% годовых, начисленных на сумму задолженности.

Следовательно, при отсутствии договорных отношений между потребителем и поставщиком услуг, но в случае существования просрочки исполнения денежного обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг на должника (потребителя) возлагается ответственность, предусмотренная в ч. 2 ст. 625 ГК.

Такая правовая позиция изложена в постановлении Верховного Суда Украины от 30 октября 2013 по делу № 6-59цс13. А именно, ВСУ при рассмотрении этого дела сделал правовое заключение, которым закрепил, что предусмотренная в п. 10 ч. 3 ст. 20 закона О жилищно-коммунальных услугах правовая норма об ответственности должника за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг в виде пени, не исключает применения правовых норм, установленных в ч. 2 ст.

625 ГК Украины пункте 10 части третьей статьи 20 Закона Украины О жилищно-коммунальных услугах правовая норма об ответственности должника за несвоевременное осуществление оплаты за жилищно-коммунальные услуги в виде пени не исключает применения правовых норм, установленных в части второй статьи 625 ГК Украины.

Из практики последних лет могу сказать, что если вопрос погашения долгов за жилищно-коммунальные услуги решить полюбовно не удалось, должника ведут в суд. И тогда поставщик коммунальной услуги уже требует от украинской Фемиды возместить ему не только непосредственную сумму долга, рассчитанную с учетом индекса инфляции, а и дополнительно 3% годовых, начисленных на сумму задолженности, проще говоря, пеню на задолженность. Такова сегодня судебная практика.

Однако если законодатель примет любой из перечисленных выше законопроектов, в Украине повсеместно начнут начислять пеню на долги по коммуналке и это станет массовым явлением, — резюмирует юрист Наталия Рачок.