Самые востребованные профессии по версии Forbes
Forbes спросил у крупнейших HR-агентств: какие профессии подвергались сокращениям, а потом стали востребованными? Хедхантеры изучили динамику — сколько вакансий открывалось за последние месяцы по «опальным» профессиям — и определили семь специальностей, обладатели которых могут рассчитывать на новую работу и карьерный рост.
Общий тренд: от людей, работающих на этих должностях, зависит жизнеспособность компаний. Например, если полгода назад на логистических профессиях экономили, то сейчас работодатели понимают, что непроработанность транспортных связей в условиях ожесточенной борьбы за клиентов стоит дороже, чем компенсация директору по логистике. «Нанимают в первую очередь тех, кто поможет бизнесу стать более прибыльным и эффективным, а не просто наращивать объемы», — резюмирует Юлия Забазарных, партнер НR-агентства «Контакт».
ТОП-7 самых востребованных профессий выглядит следующим образом:
1. Менеджер по продажам
Кризис сделал героями рядовых бойцов, сейлзов — компания может произвести сколько угодно товара, но, если он лежит на складе, бизнес мертв. Работодатели готовы нанимать менеджеров с отраслевыми связями и бросают новоприбывших в бой. «Нужны те, кто умеет продавать законченные решения, — комментирует Виталий Постолатий, гендиректор российского офиса Wincor Nixdorf, производителя высокотехнологичного оборудования для банков и ритейла. — Например, крупная сеть говорит: у меня проблема с очередями, нужно минимизировать время ожидания покупателя у кассы. Если менеджер объясняет, какие решения эту проблему снимают, он вызывает интерес у заказчика». Несмотря на востребованность сейлзов, за год их доход снизился на 15-20% за счет сокращения бонусной части.
Разве что западные FMCG-компании проиндексировали зарплаты (в среднем на 5%).
2. Директор по логистике
В конце 1990-х годов директор российской IKEA Леннарт Дальгрен прославился среди иностранных ритейлеров как знаток местного рынка. Все, кто спрашивал Дальгрена о ключе к успеху на одной седьмой суши, слышали в ответ: «Выигравший битву за логистику выиграет Россию». Спустя десятилетие правоту Дальгрена подтверждают FMCG-компании — в кризис спрос на директоров по логистике вырос у всех крупных игроков.
Причин две: менеджеры-экспаты стоят дорого — малейшая несогласованность в грузоперевозках или работе складов может заставить капризного клиента уйти к другому поставщику. Зато у менеджеров по логистике появился шанс совершить карьерный скачок. «Мы уже несколько месяцев отсматриваем кандидатов и не можем найти директора по логистике», — сокрушается Вера Сибирцева, директор по персоналу компании LG.
3. Сервисный инженер
«2009 год — год инженеров, которые чинят все, что ломается, и поддерживают существующие системы», — утверждает хедхантер Наталья Матеркляс из Kelly Services. Действительно, компании экономят и откладывают приобретение нового оборудования до лучших времен. Сервисных инженеров на рынке достаточно, но безработных среди них мало. Пример?
Kelly Services приводит такой случай. В декабре 2008 года инженера-электрика уволили из российской компании (оклад составлял 45 000 рублей). Весной его наняла крупная западная энергетическая компания — теперь инженер получает 113 000 рублей в месяц.
4. Менеджер по стратегическому планированию
Менеджеры по стратегическому планированию — это аналитики, которые рекомендуют топ-менеджерам, как развивать продукты и бренды компании, на каких рынках осуществлять экспансию, откуда уходить. До кризиса приемка работы «планировщика» осуществлялась, как правило, раз в год. Теперь из вальяжного визионера менеджер по стратегическому планированию превратился в человека, от чутья которого зависит ближайшее будущее компании. «Когда рынок не стабилен и ситуация меняется каждый месяц, спрос на стратегических планеров и аналитиков сильно возрос, — поясняет Елена Евстюхина из кадрового агентства «Анкор». — Прикладная значимость этих людей необходима компаниям для выверенного шага на ближайшие полгода-год».
5. Медицинский представитель
«Несмотря на кризис, фармацевтические компании выводят на рынок новые продукты, — говорит Вадим Яцук, исполнительный директор НПО «Антивирал», производителя лекарств. — Расширяется география продвижения препаратов, соответственно, нужны те, кто их рекламирует». Медпредставители — основной инструмент продвижения препаратов среди врачей и фармацевтов. По данным агентства Kelly Services, эта специальность — одна из самых востребованных в кризис.
Лекарства — товар, от которого люди отказываются в последнюю очередь.
6. Специалист по работе с должниками
Самая горячая вакансия в банковской сфере. Продолжается рост дефолтов заемщиков — и физических, и юридических лиц. Банкирам нужны специалисты, которые увеличивают объем собранных долгов, работают с клиентами над реструктуризацией задолженности.
Найти их не так легко, как кажется. «Ощущается дефицит специалистов со знанием банковских продуктов и высокими коммуникативными навыками, — сетует Наталья Травникова, вице-президент банка ВТБ-24. — На рынке много работников коллекторских агентств, но нам нужны финансисты, а не выходцы из силовых структур».
7. Директор магазина
Розничным торговцам кризис дал шанс «отъесть» долю рынка у слабеющих конкурентов. Пока российские сети (от «Мосмарта» до «Детского мира») сокращали персонал и думали, чем заполнить полки, западные ритейлеры открывали новые магазины. В связи с этим на рынке труда случился бум вакансий для директоров магазинов и их заместителей. Главное требование — опыт раскрутки и быстрого вывода на рентабельность новой точки.
Правда, оклады у завмагов не растут. Замдиректора магазина «Zara-Тверская» Татьяна Болотова была уволена в ноябре 2008 года из российской сети, торговавшей одеждой экономкласса. Она управляла небольшим магазином в Москве. «Когда я получила предложение от Inditex (владелец сети Zara. — Forbes), не стала раздумывать над тем, что иду на понижение в должности, — мне предложили новый функционал и возможности развития», — объясняет Болотова.